Меню Закрыть

«Мы бы весь край отремонтировали!» Откровения заместителей руководителя Фонда капремонта Пермского края

Фонд капитального ремонта Пермского края не может найти подрядчиков на ремонт крыш, фундаментов и фасадов жилых домов. Причин очень много, настолько много, что уже ходят слухи, что через пару лет и фонда никакого не будет. Журналист Татьяна Зырянова пообщалась с представителями фонда, разбираясь, что происходит и в чем дело.

Константин Савин, заместитель директора Фонда капитального ремонта по техническим вопросам, перешел на работу в фонд в феврале 2021 года из администрации Кировского района. Анастасия Ахматова, также заместитель директора, в фонде работает с сентября 2021-го, до этого трудилась в Управлении федерального казначейства по Пермскому краю. Новую команду набрал новый руководитель, пока исполняющий обязанности генерального директора фонда, бывший глава администрации Кировского района Владимир Хлебников. Он сменил на посту Дмитрия Баранова, уволившегося в январе 2021-го после ЧП возле дома по ул. Краснова, 25, где из-за обрушения строительного перекрытия одна женщина погибла, вторая пострадала.

Программой капремонта (формированием, утверждением) занимается министерство ЖКХ Пермского края. Фонд капитального ремонта является исполнителем региональной программы. Пока она исполняется практически никак.

В шоке

Первой задачей новой команды было разобраться во всем, что происходит, поднять документы, проанализировать текущее состояние дел, которое уже было очень неважным. «Мы провели ревизию существующих контрактов. И пришли к выводу, что те проектные решения, которые были заложены, не соответствуют реальным рыночным ценам», — говорит Константин Савин.

Новой команде фонда надо провести комплексное обследование всех домов, ревизию всей конкурсной документации и контрактов, аудит выполненных и выполняемых работ.

Сейчас данные комплексных обследований специалисты фонда заносят в специальную информационную систему, например: износ кровли — 60%, износ фасада — 70%. И возлагают на эту систему надежды. «Сложно сказать, что нам это поможет, но должно помочь, очень надеемся», — говорит Константин Савин.

Параллельно в 2021 году заключили контракты на разработку проектно-сметной документации, примерно на 600 объектов, с компаниями «Монолитэнергопром» и «Верхнекампроект». Госэкспертиза проектно-сметной документации на капремонт не нужна, проводят оценку сметной стоимости самостоятельно, каждый отдел фонда изучает документацию. Подрядчик может сделать негосударственную экспертизу в сторонней компании, предъявить ее тем, кто принимает работы.

Сейчас в Арбитражном суде рассматривается 44 иска на общую сумму 134 млн рублей, которые подрядчики предъявили Фонду. И 28 исков на сумму 87,8 млн рублей, которые Фонд предъявил подрядчикам.

Кроме техобследования домов, перед командой фонда стоит задача провести ревизию уже заключенных контрактов и выполненной проектно-сметной документации, а также документации, подготовленной к аукционам. При этом никакой дорожной карты по этому мониторингу и ревизии нет. Нет задачи, например, проверить N проектов за N времени. По словам Константина Савина, работа ведется постоянно и непрерывно. Параллельно идет проверка новых проектов и подготовка новой конкурсной документации. Весь этот объем фонд выполняет своими силами.

Самая большая проблема — некачественная проектная документация. Крупнейшим подрядчиком по разработке проектно-сметной документации в 2018–2019 годах была компания из Екатеринбурга «Аудитэнергопроект» (руководитель и владелец Наталья Медведева). Они делали и проектную документацию, и заходили на ремонт домов. Всего примерно для 200 объектов выполнили документацию, заключили около 10 контрактов на капремонт, но, по словам Константина Савина, работы не велись. А там, где велись, были серьезные нарушения технологий.

«Наверное, все прекрасно знают о «раскрытых крышах» на Краснова, 25, Чехова, 6, Екатерининской, 216. Жителей топило. Нам пришлось с «Аудитэнергопроектом» расстаться. Прекратили все договорные отношения. Теперь находимся в судебных процессах», — рассказал Константин Савин.

Подрядчик снял кровельный материал с крыш — и деньги закончились. Жителей верхних этажей нещадно заливало, они вынуждены были спасать вещи и переезжать временно в другое жилье. Ролик о потопе в доме по ул. Краснова, 25 набрал 24 млн просмотров в TikTok.

По данным СПАРК, в отношении компании «Аудитэнергопроект» подано 9 исков от Фонда капитального ремонта Пермского края на общую сумму примерно 27 млн рублей. Журналист Properm.ru связался с компанией «Аудитэнергопроект», обещали перезвонить и объяснить, что случилось, но на момент выхода публикации так и не связались с редакцией.

Фонд взыскивает с подрядчика банковские гарантии (возвращенные авансы), по некоторым делам предъявляет штрафы. По домам с «раскрытыми крышами» фонд пересчитал стоимость работ, нашел подрядчика, кровлю доделали. Сейчас согласовывают исполнительную документацию, работы фактически завершены.

Только с одного подрядчика, компании «Энергоаудит», фонд взыскивает примерно 27 млн рублей, по данным СПАРК. Как контролировали и принимали работы прошлые сотрудники Фонда? На этот вопрос пока ни у кого нет ответа

С другими подрядными организациями, выполнявшими проектные работы, тоже возникли проблемы. Например, контракт на разработку ПСД по ул. Петропавловской, 97 был заключен с ООО «Развитие» в 2018 году. А сдан проект был только в конце 2021-го. «И то после того, как мы подстегнули проектную организацию доделать работу, — рассказывает Константин Савин. — Сейчас будем судиться, взыскивать неустойку, она не покрывает те объемы штрафов, которые предусмотрены. Грубо говоря, мы должны за проект 100 тыс. рублей, а просрочено исполнение договора на 800 дней!»

«В этом году мы не допустили такого. Может, были где-то протечки, потопы, но мы быстро урегулировали эти ситуации с помощью подрядных организаций, шли навстречу жителям», — пояснил Константин Савин.

Чтобы жители не судились с подрядными организациями, фонд разработал порядок досудебного урегулирования споров. За счет фонда проводят экспертизу выполненных работ, возмещают жителям убытки. После фонд подает иск на подрядчика в суд, взыскивает с него издержки.

В цифрах

C 2015 по 2022 год в Пермском крае отремонтировано менее 1 тыс. домов, жители которых платят в общий котел Фонда капремонта. Всего в этом котле 8 тыс. домов. Еще для 4 тыс. домов фонд является держателем так называемых спецсчетов, то есть жители самостоятельно определяют виды работ, которые необходимы, просят перевести деньги за эти работы, и фонд переводит.

В среднем фонд может ремонтировать максимум 300–350 домов в год. Если будет такой темп без накладок, то необходимо больше 20 лет. Но без накладок не получится, потому что надо актуализировать проектно-сметную документацию, судиться с подрядчиками, которые выполнили некачественно проекты или ремонты, проводить новые конкурсы и получать постоянные «приветы из прошлого» в виде необоснованно включенных или исключенных из программы капремонта домов.

Больше 60% аукционов на капремонт признают несостоявшимися, подрядчики не идут

В 2021 году было объявлено 180 конкурсных процедур на общую сумму 2 млрд 269 млн рублей. Несостоявшимися признаны 149 процедур, из них по 33 были заключены прямые договоры (с единственным участником). Всего за 2021 год были заключены договоры по 227 домам на 286 видов работ общей стоимостью 1 млрд 158 млн рублей (в одном конкурсном лоте может быть несколько домов).

В 2022 году, по данным на 1 июля, было объявлено 238 конкурсных процедур, это вместе с теми, которые не состоялись в 2020 и 2021 годах, и даже в 2019-м. Из объявленных конкурсов не состоялись 198, с одним участником — 49. За первое полугодие 2022 года фондом заключено 84 договора общей стоимостью 1,4 млрд рублей.

В целом тенденция остается: больше 60% конкурсов признают несостоявшимися, так как подрядчики на них не заявляются. Что делает фонд, если конкурс не состоялся несколько раз подряд? Или корректирует сметы, исходя из реальных цен, и снова объявляет аукцион, или заключает прямой договор с любой компанией, которая захочет взять контракт. То есть рассылает подрядчикам информацию, что не состоялся аукцион, предлагает заключить прямой договор. В 2022 году таких было заключено 11.

В 2020 году планировали капремонт 7,4 тыс. домов на 21,9 млрд рублей, по факту получилось то, что получилось

В 2021 году заключены договоры на проведение капитального ремонта, разработку проектно-сметной документации, освидетельствование лифтов и строительный контроль на 1,1 млрд рублей, проведен капремонт в 228 МКД на общую сумму 1,4 млрд рублей (в том числе капремонты с прошлого периода). Проведено 4 тыс. комплексных обследований на общую сумму 215 млн рублей.

На 1 января 2022 года остаток средств, аккумулированных на счете регионального оператора, составлял 5,1 млрд рублей, из них поступило за счет взносов собственников в 2021 году 2 млрд рублей.

Стоит отметить, что если стоимость работ по капремонту превышает объем средств, собранных по дому, дом не может уйти от регоператора, пока не погасит задолженность перед ним. Вроде логично: дом отремонтировали, но он продолжает платить в «котел», потому что его собственных средств не хватило на капремонт. И собираемость за капремонт не низкая, порядка 90 процентов. Тогда в чем же дело? Почему срывается программа капремонта из года в год?

«Мы бы с радостью весь край отремонтировали, — говорит Анастасия Ахматова, — но подрядчики не заявляются на конкурсы». «В программе с 2018 по 2020 год было запланировано отремонтировать 5,5 тыс. домов, — добавляет Константин Савин. — Это нереальные цифры».

В причинах

Чтобы быть подрядной организацией Фонда капитального ремонта Пермского края, нужно вступить в реестр квалифицированных подрядных организаций (РКПО). Реестр ведет и принимает Министерство ЖКХ. Сейчас в реестре примерно 200 организаций, из них только 30–40 задействованы в капремонте многоквартирных жилых домов.

Константин Савин: «Мы готовы по техническим вопросам консультировать потенциальные подрядные организации. Мы и с муниципалитетами проводим встречи, чтобы нам подрядчиков с территории привлечь: Ныроб, Красновишерск, Чусовой, Горнозаводск. Этот процесс идет. Стараемся в этот реестр включить максимальное количество организаций».

Журналист Properm.ru пообщался с разными подрядчиками и субподрядчиками (чаще всего это некие неофициальные бригадиры или индивидуальные предприниматели), они выделили несколько причин, почему не заявляются на конкурсы по капремонту домов.

  • Цены контрактов не соответствуют рыночным ценам.

В фонде согласны, что эта проблема есть, стоимость контрактов пересматривают. Константин Савин: «Очень изменчивая политика цен. Например, проектная документация сдана в третьем квартале 2021 года, а во втором квартале 2022-го цены существенно изменились. Некоторых материалов просто не стало на рынке, у некоторых увеличилась стоимость».

В 615 постановление Правительства РФ, которым руководствуется фонд, внесены изменения в мае 2022 года, предусмотрено увеличение цены контракта на 30% в связи с ростом стоимости материалов и работ. Это тренд федеральный. Сметы необходимо приводить в соответствие с рыночной стоимостью.

  • Предельные стоимости работ не соответствуют реальности.

По данным фонда, в 2021 году провели работу по увеличению предельных стоимостей капитального ремонта, которые, действительно, были часто неактуальны. Например, определена предельная стоимость («потолок») ремонта фасада в размере 4 млн рублей, а отремонтировать за эти деньги можно только 40% фасада, исходя из текущих рыночных цен. Предельные стоимости сейчас повысили.

  • У подрядчиков нет свободных средств, чтобы авансировать работы по капремонту.

Подрядчики утверждают, что необходимо много своих денег вложить в ремонт, прежде чем начнут поступать выплаты по контракту. По словам Константина Савина, внесены изменения в 615 постановление, и позволено выдавать аванс в размере до 50% — при предоставлении независимой банковской гарантии (она соответствует размеру аванса). А в случае предоставления договора банковского или казначейского сопровождения, могут выдавать аванс в размере до 80% от стоимости контракта. «С банками мы в диалоге, они готовы подрядным организациями оказать консультативную помощь в рамках заключения этих договоров», — комментирует Савин.

  • Не ту сумму получают по окончании работ, потому что при приемке находят недочеты.

Подрядчики рассказывают, что при приемке работ «докапываются до цвета шляпки гвоздя» и на этом основании не платят всю сумму, при этом долго задерживают выплаты. Константин Савин утверждает, что это не так: «Может, когда-то это и было. В настоящий момент по срокам на оплату — 30 рабочих дней во всех договорах. Нет разноплановости в договорах. Оплата всегда двухэтапная, как предусмотрено постановлением правительства: аванс и за окончательные работы».

На вопрос, собирали ли подрядчиков, чтобы выслушать их претензии и рассказать об изменениях, Анастасия Ахматова ответила: «Собрать всех подрядчиков сложно. Очень много подрядчиков в РКПУ не из Пермского края, они со всей России». Константин Савин добавил: «Мы отсылаем им на почту информацию, стараемся уведомить всех. Размещаем информацию об аукционах в соцсетях. Открытость максимальная. Консультировать по поводу технических решений мы готовы».

Также Константин Савин высказал надежду, что с помощью СМИ удастся привлечь внимание подрядчиков к конкурсным процедурам на капремонт.

В надеждах

По мнению Константина Савина, подрядчики могут появиться после юбилея Перми, сейчас многие заняты на строительных работах в рамках подготовки к 300-летию.

«Очень большой пул подрядных организаций нынче работает на Пермь-300. Далее все эти подрядные организации перейдут на все оставшиеся работы в Перми. Это рынок. Подрядная организация выполнит объект за 400 млн рублей и возьмет 40 домов по 10 млн рублей в близлежащих районах», — рассуждает Константин Савин.

Сейчас у фонда обязательств по капремонту на 7 млрд 449 млн рублей. Это договоры с 2018–2019 годов, в том числе по объектам, которые до сих пор не сданы. Эта сумма превышает объем финансовой устойчивости фонда почти на 400 млн рублей.

Необходимая на реализацию всех краткосрочных программ сумма составляет 31,3 млрд рублей, что превышает объем финансовой устойчивости фонда в 4,2 раза.

Сейчас для 724 домов разрабатывают проектно-сметную документацию, частично эти работы Фонд выполняет самостоятельно, для 652 домов найдены или ищут подрядчиков на строительно-монтажные работы, из них капремонт ведется на 210 объектах

По словам Константина Савина, перед ними стоит задача организовать типовое проектирование. «Стандартных панельных пятиэтажек у нас столько-то, многоэтажных домов в Кировском районе столько-то. На каждый объект разрабатывать проект нет смысла. Основные узлы и конструктивные решения (кровли, фасады, фундаменты) можно изложить в типовой документации», — пояснил Константин Савин. «Мы готовы создать единообразие, алгоритмы, типовые проекты, и готовы транслировать это подрядным организациям», — добавил он.

Насчет будущего фонда (реформирования на федеральном уровне) его топ-менеджеры ответить не могут («Мы обладаем такой же информацией, как вы»). Уже очевидно, что с такими показателями, с таким низким уровнем финансовой обеспеченности фонд долго не просуществует, скорее всего, будет какая-то реформа.

В фонде 147 штатных единиц, 126 ставок заняты, 21 вакансия. В 2021 году на содержание фонда ушло 168,3 млн рублей. В 2022 году утверждена субсидия в размере 190 млн рублей.

В спорах

Кроме бесконечных судебных споров с подрядчиками и жителями, фонд находится в противостоянии с Управлением федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю.

Антимонопольщики возбудили дело о нарушении закона о защите конкуренции в отношении фонда. Считают, что договор строительного контроля с тем же подрядчиком, который занимается капремонтом домов, заключать нельзя. И правильно считают. Если подрядчик будет проверять сам себя, ничего хорошего не получится. Речь о компании «УралСтройАльянс», которая ремонтировала дома в Ныробе, а потом проверила сама свои работы.

Руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин называет эту ситуацию недопустимой: «По сути, подрядчик будет контролировать сам себя, что противоречит целям и задачам строительного контроля». Действующее законодательство запрещает заключать договор на контроль и проведение капремонта с тем же подрядчиком, который этот капремонт проводит.

По словам заместителей руководителя Фонда, никто из подрядчиков не рвался осуществлять стройконтроль в Ныробе, но нарушения исправлены, с подрядчиком контракт расторгли, инженер Фонда сам принял работы

По словам Константина Савина, нарушения устранены, так как специалисты фонда выехали на объекты и проверили все работы. Фонд вправе осуществлять контроль самостоятельно. Объекты сданы и приняты. С подрядчиком контракты о строительном контроле расторгли.

Кстати, на стройконтроль подрядчиков найти гораздо проще, чем на капремонт, бывает по 5–6 заявок на конкурс, и цену роняют в два-три раза. По домам в Ныробе конкурс не состоялся, потому что туда «далеко ехать».

Источник: https://properm.ru/news/society/207913/?fbclid=IwAR3iYPyL-ocdblb9Ry_UpgBfk4g6OjVK8GnwWrHNFaMUqiYX_z3N7I2ctH4